Отражение в краеведческих музеях, экспозициях и выставках


    

Одна из важнейших задач современного общества — гражданское воспитание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям. Это — корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

     Многие из нас с детства помнят строки С.Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей,  — сказала мне сестра».

     А что делать, если музей далеко или родители не всегда понимают значение музея в жизни ребенка?

   Неоценимую помощь в гражданском воспитании ребенка может оказать музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка, сформировать суждения и оценки. Именно поэтому педагогический коллектив МДОУ «ЦРР «Дубравушка» — детский сад № 31″ решил создать собственный краеведческий музей, разработать систему музейно-образовательной деятельности. Цель данного направления объединить усилия педагога ДОУ, сотрудников музея, родителей в использовании духовно-интеллектуального потенциала музея в развитии гражданственности у детей.

     В практике детских садов созданию музея предшествует организация выставки, уголка, комнаты. По мере накопления новых материалов — подлинников и копий, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музеи. Конечно, музей в детском саду должен быть живым, развивающимся организмом. Его фонды должны постепенно пополняться, а экспозиции систематически обновляться.

     В 2009 году в детском саду был создан музей, отражающий своеобразный колорит культуры родного края.  Ценность мини-музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.

     Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно-образовательной среды ДОУ — субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Музейная педагогика выступает как способ организации образовательной среды и совместной деятельности педагогов и детей.

«Комната старины»

     Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Экспозиции «комнаты старины» дают представление о жизни курян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Курского края, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, объемные, народные игры и т.д.), получают знания о культуре Курских праздников, ярмарках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.

 «Исторический зал»

     В нем представлена  история Курского края, г.Железногорска, боевое прошлое (обмундирование, вещи принадлежащие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена, медали, письма солдат с фронта, диорама Курской битвы), культурная жизнь нашего города (его таланты, диорама Михайловского карьера, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт).

«Экологические залы»

    В залах представлена флора и фауна Курского края. Цель: формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Работа, проводимая в этих залах, дает детям знания о природе Курского края, вызывает интерес к явлениям и воспитывает понимание ко всему живому.

     С учётом возрастных особенностей детей был отобран  наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала по приобщению детей к Курскому краю в музее.

 

Краеведческий музей МДОУ «ЦРР «Дубравушка» — детский сад №31″