«Сидим дома с пользой!»


Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции.
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине. Вот несколько советов ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета Ирины Воробьевой.
 
– Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?
– Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который мы используем при оценке дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно. Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: «Мам, не могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал». Нет, мы скорее увидим его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности. Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
 
– Чем можно заняться с ребенком дома?
– Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно. Намерено не советую пособий, видеоуроков, приложений. Каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию. Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки… Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций, здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской. Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки. Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Как правило, мы читаем мало. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются виммельбухи. Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Я понимаю, что кубиков дома может не оказаться, но на будущее я советую озаботиться тем, чтобы у ребенка в доступе были хорошие кубики для строительства. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать большое количество игр.
 
– Как быть с физическими активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?
– Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно моторными движениями. Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек… Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание. Можно попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить. Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия. По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету «Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.
 
– Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?
– Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Это сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить. Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.
 
 
6 МУЛЬТФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ.
= Солдатская сказка.
История фронтовика Петра и жука-носорога, который стал ему настоящим боевым товарищем. Странная компания, но что же делать, если именно жука подарил Петру маленький сынишка перед тем, как тот отправился воевать с фашистами. Жук, между прочим, оказался хорошим, надежным другом и даже однажды спас Петру жизнь.
 
= Солдатская лампа.
Готовились как-то пионеры обычной школы ко Дню Победы. Каждый ученик принес в класс по одной вещи, связанной с событиями военных лет. Так в школе оказалась солдатская лампа, сделанная из простого патрона…
 
= Партизанская снегурочка (1981)
Мультипликационный фильм о детях войны. Великая отечественная война. Суровая зима. Маленькая девочка несет в лес донесение партизанам.
 
= Василек.
Однажды Василек понимает, что не все люди вернулись с войны. Вот его дедушка, например, пропал, и никто не знает, что с ним случилось. Опечаленный, Василек пускается в путешествие на поиски пропавшего дедушки.
 
= Великая Отечественная.
Этот удивительный мультфильм снял 9-летний мальчик! Поэтому в нем нет ни конъюнктуры, ни фальши, присущей взрослым. = Партизанская снегурочка (1981) Мультипликационный фильм о детях войны. Великая отечественная война. Суровая зима. Маленькая девочка несет в лес донесение партизанам.
 
= Теплый Хлеб.
Великая Отечественная Война принесла в Бережки беды и разрушения. В боях, на окраине села была ранена лошадь. Выздоровев, она помогла крестьянам с ремонтом старой мельницы, на которой, впервые за долгое время войны, смололи первый хлеб. Только Филька, во всем селе был почему-то недоволен. Его равнодушие и неблагодарность навлекла холод и вьюгу. Только осознав ошибку он изменил ход событий.
 
Коронавирус очень быстро распространяется по миру. Впервые все страны и даже отдельные города закрыты на карантин, людям запрещено без веских причин выходить из дома. Дети больше всех нуждаются в нашем спокойствии и безопасной обстановке дома. Поэтому взрослым так важно:
— Сохранять спокойствие.
— Мыслить позитивно.
— Быть информированными.
— Следовать рекомендациям проверенных экспертов.
 
А для детей в это время, главное психологическое спокойствие взрослых, сильная эмоциональная связь в семье, тепло и уют, поэтому:
— Берегите детей, выслушивайте их страхи и опасения, относитесь к их проблемам деликатно.
— Проверьте, что они слышали или знают о вирусе.
Дети разного возраста по-разному воспринимают и понимают информацию.
• Для малышей от 1 до 3 лет, безопасная среда является ключевым моментом для гармоничного развития. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, получать много внимания и доверять взрослому. Его возможности слишком ограничены, чтобы понять природу и детали проблемы. Объятия, поцелуи, спокойный голос, сказки, совместные игры – этого достаточно, чтобы сохранять спокойствие.
• У детей дошкольного возраста (3-7 лет) знаний уже больше, но все еще недостаточно, и непонимание происходящего может привести к регрессу в поведении. В этом возрасте дети копируют поведение взрослых, паника и чрезмерное беспокойство которых, могут передаваться и вызывать страх или агрессию. Отвечайте на интересующие их вопросы, без лишних устрашающих факторов.
 
Вот небольшая памятка для родителей на время карантина:
• Не бойтесь говорить с детьми о коронавирусе.
• Делитесь своими чувствами и проблемами открыто, но без негативной эмоциональной окраски.
• Повторяйте детям, что ученые и врачи в целом мире прилагают все усилия, чтобы защитить нас.
• Ешьте здоровую пищу, занимайтесь спортом дома – привлекайте детей.
• Составьте вместе расписание для всей семьи и следуйте ему – для детей очень важен распорядок дня.
• Слушайте музыку, занимайтесь творчеством.
• Тщательно дозируйте новости.
• Берегите себя, будьте спокойны и терпеливы, будьте примером своим детям.
 
 
Симптомы заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сходны с симптомами обычного (сезонного) гриппа: высокая температуры тела, головная боль, слабость, боли в мышцах, кашель, затрудненное дыхание, тошнота, рвота, диарея.
 
7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции:
1.Воздержитесь от посещения общественных мест: торговых центров, спортивных и зрелищных мероприятий, транспорта в час пик.
2.Используйте одноразовую медицинскую маску (респиратор) в общественных местах, меняя ее каждые 2-3 час.
3.Избегайте близких контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделение из носа).
4.Мойте руки с мылом и водой тщательно после возвращения с улицы, контактов с посторонними людьми.
5.Дезинфицируйте гаджеты, оргтехнику и поверхности, к которым прикасаетесь.
6.Ограничьте по возможности при приветствии тесные объятия и рукопожатия.
7.Пользуйтесь только индивидуальными предметами личной гигиены (полотенце, зубная щетка).
 
5 правил при подозрении на коронавирусную инфекцию:
1.Оставайтесь дома. При ухудшении самочувствия вызовите врача, проинформируйте его о местах своего пребывания за последние 2 недели, возможных контактах. Строго следуйте рекомендациям врача.
2.Минимизируйте контакты со здоровыми людьми, особенно с пожилыми и лицами с хроническими заболеваниями. Ухаживать за больным лучше одному человеку.
3.Пользуйтесь при кашле или чихании одноразовой салфеткой или платком прикрывая рот. При их отсутствии чихайте в локтевой сгиб одежды. 4.Пользуйтесь индивидуальными предметами личной гигиены и одноразовой посудой.
5.Обеспечьте в помещении влажную уборку с помощью дезинфицирующих средств и частое проветривание.
 
 
Все родители знают, как сложно убедить ребёнка мыть руки. Сегодня, во время всемирной борьбы с пандемией коронавируса, регулярно и правильно мыть руки особенно важно. Выучите для этого с детьми весёлую песню-считалочку, которую легко запомнить. Она длится 20 секунд — ведь именно столько рекомендуется мыть руки. Моем руки весело!
[su_youtube url=»https://youtu.be/qKUzSVwXa5o»]
 
«Союзмультфильм» создал серию специальных мини-роликов, в которых герои популярных мультфильмов рассказывают о правилах поведения во время эпидемии. Карлсон, Винни-Пух, Бегемот, который боялся прививок, герои «Простоквашино» и «Оранжевой коровы» говорят о том, как сохранять спокойствие и беречь свое здоровье. Все серии можно посмотреть на официальных аккаунтах «Союзмультфильма» в социальных сетях.
 

Новости и оперативная информация о распространении коронавируса в России – на сайте стопкоронавирус.рф.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, родственники и опекуны! Убедительно призываем вас обеспечить максимальное ограничение выхода детей из дома!
На сегодняшний день на улицах города без присмотра взрослых находится много детей, что в сложившейся ситуации недопустимо!
Соблюдение режима самоизоляции поможет вам и вашим детям избежать возможного инфицирования.
Сегодня здоровье детей — в ваших руках! От вашей осторожности, ответственности и требовательности зависит их будущее. Самое главное, в чем ребенок нуждается сегодня, это — любовь, внимание и забота в кругу семьи.
Всем здоровья, благополучия и скорейшего возвращение к привычному образу жизни!

 

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» неделя с 30 марта по 5 апреля объявлена нерабочей. Введение длинных выходных требуется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в стране. Для детей, родители которых работают в организациях непрерывного цикла и сферах жизненно необходимого обслуживания, в детских садах города Железногорска организована работа дежурных групп.